Современная любовная магия в Карелии.

загрузка...
Константин Кузьмич ЛОГИНОВ, институт ЯЛИ Карельского научного центра РАН (Петрозаводск)

Любовная магия сохранилась в Карелии значительно лучше, чем любая другая отрасль традиционной магической практики предшествующих поколений. Она несколько видоизменилась и  осовременилась, но в меньшей степени, чем во времена наших прадедов, пользоваться ею в Карелии люди не стали.

Имеющиеся в распоряжении автора источники позволяют отметить изменившиеся тенденции применения любовной магии на протяжении XV11 –начала XX1 века. В опубликованном В.И. Срезневским сборнике заговоров начала 2-ой трети XV11 века (Срезневский 1913, С.481 -513) имелись заговоры на «красоту и хорошество» для мужчин и заговоры «на любовь», но совершенно отсутствовали заговоры на повышение половой привлекательности девушек и женщин. В наши дни автор столкнулся лишь с единичным применением заговоров для повышения привлекательности мужчиною. Замечу, что данный мужчина – это достаточно популярный в Петрозаводске человек, считающийся крупным специалистом в области магии. В конце X1X - начале XX века в любовной магии народов Карелии решительно преобладали ритуалы и заговоры, направленные на повышение половой привлекательности («славутности» у русских, «лемби» – у карел и вепсов – авт.) девушек, которым предстояло выходить замуж (Сурхаско 1977, С. 52-54; Логинов 1988 и др.). В наши дни повышение «славутности» вошло игровым элементом в практику народных карельских игрищ с участием коллектива «Карельская горница» (художественный руководитель Мальме В.В.), изредка – научно-практических конференций по народной культуре. Причем используется лишь один из способов «повышения славутности», связанный с применением банного веника в бане. В неигровой ситуации в девичьей среде спорадически используются и другие способы, как правило, вычитанные из научной литературы. Единичны, хотя и вполне серьезны, случаи применения заговоров и ритуалов повышения половой привлекательности в среде женщин, практикующих магию в качестве основного источника существования.

Магия, связанная с «присушкой» лиц противоположного пола, в Карелии вышла на новый виток своей популярности. Магией «присушки» стали пользоваться не только и не столько в молодежной среде при первичном выборе супруга, но и, как это ни прискорбно, в качестве средства увода супруга из состоявшейся семьи, что в традиционном обществе порицалось, а у магических специалистов прежних генераций считалось действом запретным, достойным всяческого порицания.

Легкие способы «присушки», в роде «заигрывания с пряниками» (пряник пропитывали потом из подмышки и давали съесть предмету любовных воздыханий) или прихватывания за одежду крючковатой «лягушечьей косточкой» («отсушивали» надоевшего партнера тем, что отталкивали его вилкообразной костью лягушки)[1] уже почти не применяются. В разряд не совсем серьезных, практически наполовину игровых, исполняемых больше для развлечения, чем для достижения верного успеха в последующем замужестве, перешли способы «присушки» посредством горячего пара. Старинный деревенский способ «присушки» горячим паром состоит в том, что девушка идет последней в баню. С конца косы (ныне чаще с волос челки) стряхивает капли воды на горячие камни «каменки»  и приговаривает: «Как разогрелись камне в горячей каменке, так разогрелось сердце ретивое раба Божьего (имярек) по мне рабе Божьей (имярек). Как сохнет эта вода на горячих камнях, так сохнет по мне, рабе Божьей (имярек) раб Божий (имярек»). Стряхивают воду на камни и проихносят приговор трижды. Дверь в баню оставляют приоткрытой, чтобы пар из бани достиг предмета девичьих воздыханий, иначе магия не срабатывает. Погуляв с «присушенным» парнем, увидев в нем черты нежелательные для будущей супружеской жизни, девушка обычно идет в остывшую баню, стряхивает капли воды на «каменку» со словами: «Как остыли эти холодные камни, так остыл ко мне, рабе Божьей (имярек), раб Божий (имярек)».   В городе Петрозаводске студенты пользуются «присушкой», которую автор условно называет «студенческой». В полночь встают на подоконник с раскаленным ножом и банкой воды в руках. Капли воды стряхивают на кончик ножа, и, сдувая пар в форточку, говорят: «Как раскалился этот нож булатный, так раскалилось от любви сердце ретивое… (и далее по уже приведенному тексту), но «адрес» возлюбленного называется совершенно точный: имя, фамилия, а  и иногда отчество. Номер комнаты в общежитии называется, если в нем проживает полный тезка того, на кого направлен ритуал. «Отсушка»[2] же проводится с помощью того же самого ножа посредством  стряхиванья в форточку холодных капель воды и соответствующего моменту приговора. Бесполезным считается воздействие этими способами на лицо, проживающее в соседнем районе города – информация, сформулированная в приговоре, его все равно не достигнет. Ритуал «присушки» через пар банной каменки или раскаленный нож исполняют три вечера подряд, а ритуал «отсушки» - обычно всего один раз.  Трижды его повторяют лишь тогда, когда объект магического воздействия не может сразу понять, что с ним больше уже не желают иметь дела. Девушки такие ритуалы исполняют намного чаще, чем юноши.

В молодежной среде в наши дни практикуется еще много других способов, связанных с «засушиваньем» других магических предметов, как-то: свежих семян подсолнечника, разрезаемого пополам яблока, веточки с живого куста или дерева (через которые перешагивает объект воздыхания), размоченной в воде фотографии и т.д.  Во многом они сходны с теми, что приводятся в работе С.Б. Борисова «Культурантропология девичества» (Борисов 2000, С.54-57).

В качестве способов защиты от «присушек» подобного рода, как и от совершенно нежелательной влюбленности, в Карелии используются широко известные в современной России магические средства. В полночь раскаленный нож «втыкают» лезвием в холодную воду в банке, приговаривая: «Как нож остыл, так и любовь остыла». Некоторые при этом указывают «адрес»: рабу Божью и раба Божьего имярек. Более мощным для исцеления от любви в Карелии считается другое действо. Доводят до бурного кипения воду, затем, резко остудив, читают на эту воду заговор: «Как эта вода кипела, но остыла, так остыла любовь рабы Божьей (имярек) по рабу Божьему (имярек)». Произносят слова трижды, затем делают три больших глотка заговоренной воды, трижды крестообразно умывают лицо и грудь или обливаются водой в душе (ванной). Ритуал совершают три вечера подряд. Еще более действенным считается заговаривание воды методом «от противного». Слова заговора таковы: «Сколько в молнии воды, сколько во льду пламени, сколько в покойнике дыхания, сколько в старом смоливом пне зеленых листьев, столько бы было любви и сухоты в рабе Божьей (имярек) по рабу Божьему (имярек)». Воду при этом не кипятят, в остальном поступают так, как описано выше.

Более «действенным» способом «присушки» в Карелии, как и повсеместно в России, считается «присушка» мужчины через месячные выделения женщины. В старину этим способом пользовались лишь девушки, теперь же часто к нему прибегают, чтобы увести женатого мужчину из семьи. По приблизительным прикидкам автора посредством этого способа в современной Карелии заимели мужей 2 женщины из 10 брачных пар, в городах – чуть меньше. Очевидные недостатки такой «присушки» не останавливают женщин. Недостатки же следующие: мужчина, не понимая, что случилось, идет на заключения брака, но женщина его непременно перестает любить и уважать; муж в браке часто распускает руки; с наступлением менопаузы «присушка» теряет эффективность. В качестве нового, не характерного традиционной магии момента, можно отметить неразборчивое применение незамужними девушками данного способа «присушки» сразу к нескольким (часто уже женатым) мужчинам. Последствия от этого, по нашим данным, тоже самые неблагоприятные: сначала бурные страсти и лавирования сразу между несколькими любовниками, затем – полная потеря интереса ко всем мужчинам вообще.

Довольно часто в г. Петрозаводске используется «присушка» посредством церковной свечи. Грешат этим и женщины, и мужчины. При том лицо, совершившее такую акцию, тоже теряет любовь, и даже всякий интерес к тому, кого оно «присушило». Желание сблизиться вспыхивает лишь после длительной (год или более) разлуки, тогда как «присушенный» страдает, если не предпринимает действий, облегчающих его участь. Для этого следует выстоять трижды службы в трех различных церквях около зажженной за здравие «присушенного» свечи, что из всех жителей Карелии доступно лишь петрозаводчанам. Лицу, совершившему такую «присушку», еще требуется пройти сверх этого через церковное покаяние и причастие. Тех, кто бы отважился на данный шаг, автору среди своих информантов встречать не приходилось. Поэтому самая обычная мера избавиться от «присушки» - это поход к «продвинутому» специалисту в области магии, который поработает сам и объяснит страдальцу, что и в какой последовательности ему следует выполнить.

Для достижения 100% успеха в уводе чужого мужа из семьи некоторые из женщин Карелии прибегают к «тройной присушке», добавляя к «присушке» месячными и  церковной свечой, еще и присушку посредством могильной земли. Устранить воздействие магии ни одного из этих трех элементов традиционным сельским целительницам не под силу. Мужчина от такой «присушки» то и дело испытывает смертельную тоску, пытается вырваться из магических оков, но промежутки времени, в которые ему удается уходить от присушившей его женщины с каждым разом становятся все короче и короче, а страдания – все невыносимей. Наши информанты из числа сильных магических специалистов утверждают, что без их помощи попытки мужчин сопротивляться такого рода магии приводят к смерти невольного бунтаря. По их словам, одна неразборчивая в средствах любовной магии женщина, якобы, сводит в могилу порой трех и более своих несчастных мужей.

Для обеспечения дочерей мужьями в карельских деревнях до сих пор используется и неведомая автору в подробностях магия, связанная с отправкой будущего зятя в баню и последующей его ночевкой в доме будущей тещи. Действительно ли при этом совершаются магические действия над переодетым в бане грязным исподним бельем мужчины, закладываются ли в постель предметы женской одежды, через которые дополнительно осуществляется «присушка», мы утверждать не можем. По отдельности то и другое в традиционной любовной магии народов Карелии употреблялось довольно широко. Тем мужчинам, которые желают сохранить свое холостяцкое существование и дальше, можно лишь посоветовать: не пить спиртные напитки (в особенности - красное вино) и не оставаться ночевать в доме той женщины, с которой они не желают связывать свою судьбу. Женатым мужчинам следует хранить верность своей супруге и всегда ночевать в своей постели.

Последние годы автор не раз сталкивается со случаями  использования магическими специалистами Карелии информации о ритуалах любовной и иной магии, содержащейся в 9-ти томах «Заговоров сибирской целительницы», в «Белой и черной магии» (Папюс 1996), в «Русских заговорах Карелии» (Курец 2000) и тому подобных изданиях. По мнению этих специалистов, заговоры и ритуалы в них даны для тех, кто уже имеет достаточно серьезные  познания в области магии и магических ритуалов. Лиц, не имеющих достаточного опыта, но с легкостью берущиеся «осчастливить» себя и своих знакомых применением любовной магии, они в один голос предупреждают не браться не за свое дело. Обосновывают они это тем, что обычные люди рискуют нажить множество проблем в своей собственной судьбе и судьбе тех, кому они так легкомысленно берутся помогать, раскрывая на нужной странице подобные издания.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

Борисов 2000 С. Б. Борисов Культурантропология девичества. Шадринск, 2000.
Курец 2000 Курец Т.С. Русские заговоры Карелии. Петрозаводск, 2000.
Логинов 1988 Логинов К.К. Девичья обрядность Заонежья // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1988, С. 64-77.
Срезневский 1913 Срезневский В.И. Описание рукописей и книг, собранных для императорской Академии Наук. СПб., 1913.
Сурхаско  Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность. Л.:Наука, 1977, С.52-54.
Папюс 1996 Папюс Ж. Белая и черная магия. М., 1996.
[1] Лягушку бросают в муравейник, чтобы лягушечье мясо объели муравьи.
[2] Здесь мы сознательно используем термин «отсушка», а не «остуда», поскольку за понятием «остуда» чаще всего скрываются ритуалы, направленные на наведение ссоры между мужем и женой, т.е. порчи в чистом виде, хотя в чем-то она и имеет отношение к любовной магии..

загрузка...


Молитвы и заговоры